ФГОС основная школа 17.01.2016

Краткая информация родителям о ФГОС основной школы

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Проект Методических материалов и разъяснений по отдельным вопросам введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования
  2. Материалы Форума «Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и Всероссийского семинара-совещания региональных координаторов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и руководителей учреждений дополнительного профессионального педагогического образования по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 19-20 апреля 2012 года.
  3. Справка "О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения".
  4. О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (Общее образование).
  5. Презентация «Особенности введения ФГОС основного общего образования по мере готовности общеобразовательных учреждений» представленная на заседании Координационного совета заместителем директора ИСИО РАО Феденко Л.Н.
  6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Федеральные государственные образовательные стандарты (Министерство образования и науки РФ)
  7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.