Дистанционная психологическая работа педагога-психолога с обучающимися в период пандемии 23.12.2020

Автор: Гюльтакин Мурсалыева –

педагог-психолог ГБОУ Школа№ 170

Психологическая помощь обучающимся, родителям в период пандемии становится одной из основных задач для педагогов-психологов образовательных учреждений.

Транзитивное общество мегаполиса всегда характеризировалось высоким уровнем стресса. Новый вид вируса, который запер жителей в квартирах, вывел из режима ежедневной работы, оторвал от повседневных физических контактов с своими близкими и друзьями, стал очень сильным стрессом для каждого из нас. Все категории граждан переживают этот физический, материальный и эмоциональный кризис, он затронул все возраста, но в особенности в состоянии неопределенности оказались выпускники школ, которые не понимают, что их ждет. Постоянное передвижение сроков сдачи ЕГЭ, лишение контактов с друзьями, проблемы с работой у родителей выбивают почву из-под ног, теряют чувство контроля над течением собственной жизни и приводит к нарастанию панического состояния у подростков.

В такое время бремя ответственности у психологов образовательных учреждений так же растет в геометрической прогрессии. Для налаживания контактов со своими учениками мы пользуемся любыми формами дистанционного консультирования, прибегаем к помощи Скайп, WhatsApp или Zoom. Во время индивидуальных и групповых консультаций педагога-психолога необходимо в первую очередь объяснить вынужденные меры в период самоизоляции, донести ценность здоровья каждого члена общества, в том числе молодого поколения, для нас в частности и для государства в целом. На степень доверия к словам психолога образовательного учреждения, очень высокое влияние оказывает предыдущая работа с учениками, которая проводилась в обычном режиме. Если ученик до периода самоизоляции, доверял педагогу-психологу, был уверен в его компетентности, чуткости, отзывчивости, то в период пандемии консультации педагога-психолога так же будут оказывать конструктивное влияние на психоэмоциональное состояние выпускников в частности и, в общем на всех учеников образовательного учреждения.

Во время консультаций мы должны объяснить своим ученикам, что их сегодняшнее психоэмоциональное состояние типично для людей, у которых рушатся планы, жизнь течет в непредвиденном русле, все становится непредсказуемым и не запланированным. В такое время наше поведение становится, согласно описанию К. Леви апатичное, суетливое, агрессивное, стереотипное и полярное (мы от полного отторжения ситуация легко переходим к паническому восприятию любой информации). Мы должны донести, что испытывать эти чувства нормально для каждого человека, оказавшегося в данной ситуации, но кроме нас никто не в ответе за наше поведение и обучить своих учеников приемам, которые могут регулировать психоэмоциональное состояние, каждого из нас. Объяснить, что физическая дистанцированность – это не социальная изолированность, мы пользуясь благами цивилизации, существующими средствами связи, в силе общаться с близкими родственниками и друзьями. Активное дистанционное обучение, которое не в полную силу заменяет эффект присутствия, но не оставляет много времени для депрессивных мыслей, особенно в старших классах.

Для улучшения психоэмоционального состояния необходимо рекомендовать дыхательные упражнения, так как в этот период мы все ограничены в движении или в траектории движения. Некоторые виды упражнений мы предлагаем нашим читателям:

1.Упражнение «Контраст» основано на «законе маятника»: непроизвольное расслабление той или иной группы мышц всегда следует за ее напряжением. Чтобы расслабить, например, стопы и голени, нужно вызвать в соответствующих мышцах напряжение, вытянув ноги и с силой потянув носки на себя. Можно расслабить область вокруг рта, предварительно с силой сжав для этого губы. Можно расслабить бедра, если перед этим надавить стопами на пол, как бы силясь приподнять себя со стула и т.д.

2. Упражнение «Мышечная релаксация» обучение приему нервно-мышечной релаксации.

- Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду и не напрягайте ноги.

- Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение с мышц (мгновенно расслабьтесь). Сосредоточьтесь на приятном чувстве расслабления после снятия напряжения. Повторите 3-5 раз.

- Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а-затем на 10 секунд расслабьтесь. Повторите 3-5 раз. Попытайтесь почувствовать приятные ощущения от расслабления.

- Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе (как вы это делали с пятками на полу). Теперь будет включена новая группа мышц - мышцы бедра. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Повторите 3-5 раз. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятные ощущения.

3. Упражнение «Ресурсные образы»

Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть цветущий луг, берег моря, поляна в лесу, освещенная теплым летним солнцем. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Предложенные упражнения лишь небольшая часть из существующих в психологии упражнений для релаксаций, их можно разнообразить. В большом количестве психологам упражнения на мышечную релаксацию предлагает телесно-ориентированная психология.

Научить оптимизировать свою деятельность, разграничит сферу влияния на процесс: что в моих силах и что не зависит от меня. Естественно течение периода самоизоляции, поведение вируса в той или иной стране не зависит от нас, но от нас зависит то, что мы в состоянии следит за своей защитой, обезопасит себя и своих близких, ограничив ненужными выходами на улицу, при необходимости выхода за продуктами в магазин, предпринять необходимые меры предосторожности, носит маски и перчатки.

Так же объяснить, что исторически каждому поколению на долю выпадает тот или иной кризис, который после превращается в историю, но в то же время, после всех этих кризисов, мы с вами меняемся, становимся более сильными. Не зря существует народная мудрость «за одного битого двух не битых отдают». Эти трудности закаляют нас, нашу психику, делают нас стресс устойчивыми. К примеру, можно рассказать о сильных личностях, которые после оглушительного кризиса 90-х стали у руля экономики, об «акулах» бизнеса, которые пережили массу трудностей, о том, что исторически государства вместе с гражданами переходят те или иные тяжелые этапы в своей жизни. Каждая решенная проблема, через которую смогли перешагнуть, с течением времени становится точкой опоры для будущих побед и достижений. Вспомнит слова, которые были выбиты на кольце мифического царя Соломона «И это пройдет…».

Педагог-психолог в свою очередь сам должен, как личность сохранить свою психику в устойчивом состоянии, так как нас учил великий Франкл, что даже в концлагерях, выживали те, которые сохраняли свой дух непоколебимым и оставался человеком, даже в страшных условиях лагерей смерти.