"Развитие речи дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития". 24.12.2022

Специалисты психолого-педагогической службы провели консультации для воспитателей дошкольных групп на тему "Развитие речи дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития".

В этой беседе были отражены такие важные вопросы как:

  • влияние развития речи на психо-эмоциональное развитие ребенка
  • взаимосвязь речевого развития и гармоничного становления личности
  • влияние расстройств речи на формирование личности ребенка в онтогенезе.

Речь участвует в непосредственном формировании личности ребенка, выступает как средство регуляции поведения, самоутверждения, актуализации своего "Я"

Воспитателям были даны рекомендации, касающиеся речевого развития их воспитанников.

Одной из рекомендаций было включение в игру с ребёнком для развития языковых навыков.

Например, вы бросаете по очереди с ребенком шарики в корзину. Что тут можно сделать во время такой игры?

  1. Пауза. Мощное средство, которое помогает ребенку понять, что наступила его очередь в диалоге. Пауза подсказывает ребенку, что вы заинтересованы во взаимодействии с ним, уважаете его интересы, ждете его ответа.
  2. Визуальная подсказка. Вы бросили свой шарик, а ребенок ничего не делает. После паузы вы можете жестом показать, что теперь его очередь бросать (вы бросаете воображаемый шарик в корзину).
  3. Голос. Ваш тембр голоса и интонация – это тоже подсказки для ребенка. Для того, чтобы ребенок обратил на вас внимание, вы можете заговорить «голосом волшебника», начать басить или пищать, говорить то громче, то тише.
  4. Рука в руке. Этот вид подсказки нужно использовать с осторожностью. К сожалению, педагоги часто хватают маленьких детей за руки и что-то пытаются их руками сделать, что не способствует улучшению взаимодействия. Если ребенок уже поднял руку, чтобы бросить шарик в корзину, но почему-то остановился, вы можете взять его руку в свою и помочь.
  5. Речевые модели. Бросая шарик, вы можете произносить какое-то подходящее слово, например: «Бух!» или «Шлёп!» Это слово может также стать названием этой игры. Но не нужно заставлять ребенка повторять слова, пусть это произойдёт спонтанно.
  6. Игровые преграды. Эта подсказка выглядит так: вы не даёте ребенку сделать то, что ему хочется, провоцируя его на то, чтобы он обратился к вам жестом или словом. Фокус в том, что это должно выглядеть именно как игра, а не как наказание или принуждение к использованию слов, поэтому у вас должно быть соответствующее игре выражение лица.